Свежие новости
18.12.2010 0:00:00

Журнал JazzTImes о релизах Butman Music

В последние несколько месяцев во влиятельном американском журнале JazzTimes вышел ряд статей о релизах нашего лейбла.

Предлагаем вашему вниманию перевод ревью о “Moscow@3am” Биг-бэнда Игоря Бутмана, “Passion” Олега Бутмана и “Take Me Home” Александра Беренсона.

Александр Беренсон, Take me with you
Джордж Кэнцлер, JazzTimes

Музыка с этого альбома может легко и органично вписаться в классическую пост- и хард-боповую запись таких музыкантов, как Jazz Messengers, квинтеты Клиффорда Брауна-Макса Роуча и Майлза Дейвиса. Однако в этой записи на первом плане – два уроженца российского Санкт-Петербурга: лидер коллектива трубач Александр Беренсон и тенор-саксофонист Игорь Бутман, который также спродюсировал альбом. Беренсон  написал для альбома весь материал, за исключением одной пьесы, в его мелодиях слышно влияние таких композиторов как Бенни Голсон, Уэйн Шортер, Джиджи Грайс и Ричи Пауэлл. И ритм-секция здесь – контрабасист Эссиет Эссиет и барабанщик Дональд Эдвардс - обеспечивает шершавую, мощно свингующую основу.
Что выгодно отличает эту запись от других современных мейнстримовых релизов, которые также воспроизводят дух 50-х годов, - это качество материала и исполнения, в особенности креативные и свободные от клише соло Сайруса Честната и Юджина Маслова, которые сменяют друг друга на альбоме. “For My Mother”, боповая пьеса, открывающая диск, словно вырывается из сердца солиста, здесь Беренсон демонстрирует свой яркий немного металлический звук с плотной атакой, не меняющейся в разных регистрах. На этой, как и на других п, труба и саксофон гармонизуют темы и играют с ними в интонационный пинг-понг, соединяя их в ловком хитросплетении, которое напоминает фугу или другое полифоническое произведение.
Многие темы используют постепенно развивающиеся длинные мелодические линии, обороты и рефрены, которые сообщают композициям асимметричную красоту. Два наиболее ярких трека – заглавный и “Waltz №14” - написаны в размере 3/4, в них звучат резко очерченные и развитые соло Бутмана и Беренсона, звук которого в среднем регистре словно бы напоминает, что трубачам совсем не обязательно забираться в верха, чтобы поражать кого-либо. В свои 50 лет Беренсон – самый удивительный российский трубач, появившийся после Валерия Пономарёва.

Igor Butman Big Band, Moscow @ 3 A.M.
Форрест Дилан Брайнт, JazzTimes

Центральная фигура на развивающейся российской джазовой сцене, знаменитый саксофонист Игорь Бутман вновь объединяется со своим давним коллегой и другом – композитором и аранжировщиком Ником Левиновским, чтобы вместе возглавить яркий свингующий оркестр из 16-ти человек на альбоме Moscow@3 a.m. Оба музыканта являются важными фигурами в российком джазе: в 80-е годы Бутман и Левиновский были ключевыми участниками ансамбля «Аллегро», наиболее известного и успешного джазового коллектива в бывщем Советском Союзе. Позже Бутман активно работал не только в Москве, но и в Нью-Йорке и приобрел впечатляющее резюме благодаря многочисленным работам с ведущими музыкантами мирового масштаба. (На новый альбом он пригласил Уинтона Марсалиса как специального солиста).
Все 77 минут блестяще исполненной музыки на альбоме принадлежат преимущественно перу Левиновского. Плавно скользящие и строгие, сочные и подвижные аранжировки Левиновского всегда построены на свинговых, повторяющихся риффах, которые напоминают биг-бэндовый стиль Джеральда Уилсона, но в то же время иногда несут в себе элементы народной музыки.
Соло распределены среди всех участников оркестра, и саксофон Бутмана, сильный и уверенный, доминирует далеко не всегда. Тем не менее иногда в своей игре от спокойного уравновешенного звучания он переходит к напористым, страстным выпадам, поддерживаемым ансамблем – в частности, на неудержимой “Dirty Dozen” cо сложным ритмом.
В самом лучшем свете запись выставляет сопрано-саксофоны. Объединяясь в бойкой пьесе “Nevalyashki” – сопранисты Дмитрий Мосьпан и Олег Грымов словно гоняются друг за другом по кругу, их пассажи отличается ускользающей лёгкостью полёта колибри и одновременно глубоким анализом музыкального материала. Труба Марсалиса блистает здесь на трёх треках, мягко вливаясь в обволакивающий свинг Левиновского – словно жемчужина на бархатной подушечке.

Олег Бутман, Passion
Форрест Дилан Брайнт, JazzTimes

Несмотря на то, что Passion издан как альбом Олега Бутмана (брата Игоря), альбом на самом деле фиксирует продолжающееся сотрудничество между громокипящим Бутманом и столь же напористой пианисткой Натальей Смирновой. На протяжении последних нескольких лет дуэт работал как самостоятельная творческая единица, участвуя в краткосрочных проектах с рядом других музыкантов из России и США. Для записи Passion были приглашены саксофонисты Уэйн Эскоффери и Марк Гросс, которые сменяют друг друга, а также контрабасист Эссиет Эссиет.
 
Квартет лихо запрягает и удерживает высокий уровень напряжения и энергии на протяжении всех 10 оригинальных треков: мощных, но лиричных, с притягательными мелодиями безжалостно подхлёстываемыми наэлектризованными барабанами Бутмана, c   хлёстким малым барабаном и резкими ударами по тарелкам. Смирнова дерзко заявляет о себе в каждом треке, вплетая сочные эмоциональные вставки с беглыми певучими пассажами.
 
Впадая в неистовство, как на напряжённой “On The Edge” или насыщенной риффами «Walk», группа демонстрирует внушительную силу. Эскоффери и Гросс демонстрируют умение прекрасно играть на контрастах, прорываясь сквозь ритмические дебри или внося толику урбан-соула, в то время как бас Эссиета добавляет в музыкальную ткань теплоту, что помогает сделать пьесы ещё более привлекательными. Более лиричные композиции не столь плотны по фактуре, за исключением “Waltz for Two”.
 
Два трека, где играет трио без саксофонистов, демонстрируют совершенно другую сторону группы: это нежная и порывистая “Impression” и рефлексивная и волнующая “Road to the Paradise”  - с вокалом Смирновой и соло контрабаса, которые придают пьесе невесомую красоту.

15.11.2010 0:00:00
Новый альбом российского джазового пианиста Ивана Фармаковского «The Way Home» (Butman Music, 2010) знаменует новый этап его музыкального развития. Это действительно «Дорога домой», сразу в нескольких смыслах. Во-первых, здесь Иван играет со своим московским ансамблем, только на барабанах – блистательный Дональд Эдвардс, ставший уже постоянным партнёром московского пианиста. И московский ансамбль – саксофонист Дмитрий Мосьпан и контрабасист Антон Ревнюк - убедительно доказывают своей игрой, что владение джазовым языком, импровизационная свобода и способность глубоко и оригинально трактовать джазовые идиомы не зависит от места проживания музыканта, что особенно хорошо слышно в тонком взаимодействии с американским барабанщиком.